Инженерная комплектация строительства отделочными материалами, деталями и полуфабрикатами


Потребности в отделочных материалах, деталях и полуфабрикатах для конкретного объекта должны определяться плановым объемом отделочных работ и производственными нормами расхода материалов. Как показывает практика строительства зданий из монолитного бетона, комплектовочные ведомости потребности в отделочных материалах с большой достоверностью удается разрабатывать на основе плановых объемов на малярные, обойные, облицовочные и стекольные работы, а также на работы по устройству полов.

Потребность в материалах для производства штукатурных работ практически всегда приходится корректировать из-за необходимости выполнения дополнительных объемов работ, связанных с выравниванием поверхностей, предъявляемых под отделку. В настоящее время это в наибольшей степени проявляется при возведении зданий в скользящей опалубке и в наименьшей степени — при возведении зданий в блочно-щитовой опалубке конструкции Оргстроя Минстроя Литвы. Поэтому комплектовочные ведомости потребности в строительных материалах составляют раздельно по всем видам отделочных работ, для того чтобы было проще внести в них коррективы и разработать графики поставки отделочных материалов по различным видам работ на основании ППОР.

В настоящее время в ряде городов (Вильнюс, Чебоксары, Санкт-Петербург и др.) возводятся здания повторяющихся конструкций с использованием монолитного бетона. В подобных случаях планирование комплектной поставки осуществляют в соответствии со сложившейся системой (по аналогии с предыдущим возводившимся зданием) по всем видам отделочных работ, учитывая наличие отделочных материалов, деталей и полуфабрикатов на производственных базах, а также в цехах переработки, повышение степени заводской готовности к использованию этих материалов, оборотной (инвентарной) или безвозвратной тары, контейнеров.

В перечень документации, на основании которой должна осуществляться комплектация объектов строительными материалами, деталями и полуфабрикатами, должны входить:

- комплектовочная ведомость или карта (раскроя и комплектации отделочных материалов, деталей и полуфабрикатов, необходимых на секцию, этаж или захватку здания, составленная на основе чертежей здания и актов о дополнительных объемах работ;

- график комплектации и поставки комплекта отделочных материалов на объект с указанием предприятия-поставщика, номера рейса, вида и количества материалов в комплекте, вида и типа транспорта;

- стройгенплан с указанием приобъектных складов, площадок для механизированного производства погрузочно-разгрузочных работ, временного размещения складских помещений для пакетов и контейнеров.

Весьма эффективным в условиях монолитного домостроения является снабжение объектов отделочными материалами на основе объектных и лимитных карт, технологических таблиц, графиков комплектации и поставки материалов и изделий.

Приготовление и комплектование отделочных материалов, деталей и полуфабрикатов в стационарных условиях с максимально возможной готовностью их к использованию в дело позволяет:

- сократить трудоемкость работ, выполняемых непосредственно на строящемся объекте;

- обеспечить высокое качество отделочных материалов, деталей, полуфабрикатов за счет более строгого соблюдения в стационарных условиях дозировки материалов и лабораторного контроля;

- уменьшить непроизводительные затраты за счет сокращения потерь отделочных материалов в процессе производства работ;

- сократить потребность в приобъектных складах и уменьшить на них запасы материалов;

- обеспечить комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ.

В настоящее время подавляющее большинство организаций, выполняющих отделочные работы при строительстве зданий из монолитного бетона, организуют приготовление отделочных материалов, производство и комплектацию деталей и полуфабрикатов исходя из своих потребностей и реальных возможностей, а также силами специально создаваемых подразделений инженерной комплектации УПТК, У'К и др.

Для сокращения сроков производства отделочных работ и потерь материалов, строгого соблюдения технологических режимов, обеспечения лабораторного контроля качества готовой продукции и исходных отделочных материалов операции по предварительной обработке последних стремятся вынести за пределы строительных площадок и возложить на специальные предприятия. Создаваемые при этом отделочными организациями цехи, мастерские, участки и узлы имеют различное функциональное назначение, причем часто одно и то же подразделение занято выполнением подготовительных операций с различными отделочными материалами. В целом деятельность предприятий по централизованному приготовлению, обработке и комплектации строительных материалов, деталей и полуфабрикатов, включает: приготовление готовых к употреблению сухих растворных смесей и малярной продукции (паст, шпатлевок, грунтовок, эмульсий, малярных составов и др.); раскрой и комплектацию обоев, линолеума, стекла и стекольных изделий; приготовление гидроизоляционных мастик; изготовление и комплектацию плит из природных и искусственных камней. На этих же предприятиях осуществляется пакетизация и контейнеризация строительных материалов, полуфабрикатов и изделий. Кроме того, они часто занимаются и транспортированием их на строительные объекты.

Товарные растворы. Приготовление цементных, известковых и цементно-известковых товарных растворов производят в основном на растворных узлах, а в крупных строительных организациях — в централизованных автоматизированных растворных узлах мощностью 50 и 100 м3/ч (рис. II.3.1).
Растворы готовят, перемешивая отдельные компоненты: песок, цемент, известковое молоко, раствор добавок, воду. Поставки раствора на строительные объекты производятся в соответствии с часовыми графиками.
В случае большой отдаленности объекта строительства от растворного узла или незначительных объемов штукатурных работ товарные растворы готовят в зоне строительства, стремясь использовать для этих целей сухие растворные смеси, завозимые в крафт-мешках или контейнерах. Для этой цели используют роторные, шнековые и комбинированные штукатурные станции конструкции Главсредуралстроя СУ-5 треста №83 (рис. II.3.2), Гипрооргсельстроя ШАГ-1 (рис. II.3.3), комбината Харьковжилетрой (рис. II.3.4), Ленинградского СУ строительного треста № 20 (рис. II.3.5) и др., а также агрегаты СО-57 и СО-85.
При небольших объемах штукатурных работ растворы могут приготавливаться на приобъектных растворных узлах (рис. II.3.6). В этом случае на объект доставляют автосамосвалами песок, в цистернах — известковое тесто (или молоко). На растворном узле песок просеивают через сита грохота (пескосеялки) и разбавляют известковое тесто до требуемой консистенции. Затем осуществляют перемешивание известкового молока и песка.
В случае приготовления цементно-известкового раствора используют те же механизмы и оборудование, что и для известкового раствора. Отличие заключается лишь в том, что после загрузки смесительного барабана песком в ковш растворосмесителя с помощью дозировочной емкости загружают цемент. В смесительном барабане растворосмесителя цемент смешивают с леском, затем в барабан подают известковое молоко и окончательно перемешивают составляющие до получения однородной растворной смеси.

Для транспортирования товарных растворов используют автосамосвалы, а также специализированные транспортные средства — авторастворовозы (например, СБ-89 с цистерной объемом 2,4 м3), которые обеспечивают перемешивание растворов в пути следования и порционную их выгрузку на строительном объекте. Обычно авторастворовозы используют при температуре воздуха выше —5 °С, хотя в холодное время года раствор можно подогревать отработанными газами двигателя автомобиля. В качестве базовых машин для авторастворовозов используют автомобили общего назначения в специальной комплектации, в частности ЗИЛ-130.

Сухие растворные смеси.
Они имеют ряд преимуществ перед товарными растворными смесями: сокращение потерь материала при транспортировании, выгрузке и переработке; более ритмичная работа отделочников, так как при использовании сухих смесей исключено влияние на их труд сбоев в работе растворного узла; ликвидация непроизводительных транспортных перевозок жидкого компонента (воды) раствора и затрат на обогрев раствору при его транспортировании и переработке на объекте в зимних условиях.
В настоящее время для отделки зданий используют несколько видов сухих растворных смесей (табл. II.3.1). В основном готовят цементно-песчаные смеси (М 15, M 50, M 100, M 150, M 200) для штукатурных и плиточных работ; известково-песчаные (прочность 0,4 МПа) и известково-глинопесчаные смеси (CШC-1) для накрывочных слоев штукатурки; гипсовые смеси (СГШС) замедленного действия для штукатурных работ; терразитовые смеси (ЦИМ) для отделки фасадов зданий.
Сухие растворные смеси всех видов приготавливают либо централизованно на заводах, либо на специализированных участках. В частности, известково-песчаные и известково-глинопесчаные смеси обычно приготавливают на специализированных участках (рис. II.3.7), располагаемых в УЛТК. Технологическая линия по приготовлению смесей включает склады песка, извести, глины, сушилку, конвейеры, дробилку, шаровую мельницу, расходные бункеры, автоматические дозаторы.

Из расходных бункеров через автоматические дозаторы измельченная глинисто-известковая смесь и высушенный песок подаются в двухмодульный лопастной смеситель, перемешиваются и выдаются на склад готовой продукции с загрузкой в бункер или затариванием в крафт-мешки.
Перевозят сухие растворные смеси в крафт-мешках на автомобилях ЗИЛ-130 с гидрокраном грузоподъемностью 0,5 и 0,9 т. Для транспортирования сухих растворных смесей в контейнерах бункерного типа используют ЗИЛ-130, оборудованный подъемной рамой.

Известковые суспензии. Известь высокого качества, исключающую образование дутиков в штукатурке, ранее получали традиционным способом — выдерживали длительное время (до 30 суток) известковое тесто в известегасильных ямах.
В настоящее время для этой цели используют принципиально новую технологию ускоренного безотходного гашения извести, разработанную Воронежским инженерно-строительным институтом. При гашении извести по данной технологии с применением специального оборудования (рис. II.3.8) последовательно производятся: мелкое дробление в водной среде частиц извести размером 5...10 мм и ее первичное гашение в ротационной жидкостной мельнице РЖМ-8; выдержка (20...30 мин) известковой суспензии при температуре 70...80°C в механическом гидраторе Г-4; дефлокуляция известковой суспензии. Продолжительность выдерживания известковых суспензий составляет 1 сутки. При такой технологии гашения извести повышается качество и сокращаются потери извести.

Перевозку известковых суспензий на небольшие расстояния осуществляют, используя автоизвестевозы, которые оборудуются на базе автомобиля или выпускаются в виде полуприцепа к седельному автомобилю-тягачу.

Малярная продукция. Перенесение всех технологических операций по приготовлению малярной продукции со строительной площадки на специализированные заводы, в цехи и мастерские значительно повышает производительность труда маляров и качество составов, снижает трудоемкость и себестоимость продукции. Централизованное приготовление малярной продукции развивается в направлении полной механизации и автоматизации процессов, включая применение механизированного внутрицехового вертикального и горизонтального транспорта исходных компонентов и готовых смесей, механизированную перекачку жидких составов, а также погрузку на транспортные средства для доставки на строительную площадку.

В настоящее время строительство цехов и размещение в них технологического оборудования производятся в соответствии с разработанными ЦНИИОМТП Госстроя России Технологическими схемами цехов централизованного приготовления малярной продукции производительностью 15, 20 и 25 т в смену и Руководством по рациональной технологии и средствам механизации для централизованного приготовления малярных составов.

В автоматизированных цехах производства малярной продукции готовят полуфабрикаты для отделочных работ: масляную и клеевую шпатлевки, меловую пасту и замазку, олифу, концентрированную клеевую грунтовку, водомасляную эмульсию, синтетические шпатлевки на клеевых растворах КМЦ, латекса и др. При современной организации производства готовые полуфабрикаты расфасовывают в различные технологические емкости из крафт-бумаги, полиэтилена и пр. Концентрированные клеевые грунтовки изготавливают в виде брикетов, которые перед использованием на строительном объекте разводят водой.

В малярных цехах из густотертых красок и пигментов готовят окрасочные составы рабочей консистенции. Доставку их на объекты строительства производят согласно графикам поставки централизованно с использованием специальных стоечных поддонов. Поддоны в этом случае обеспечивают многоярусное хранение материалов.

Трест Ленстройкомплект затаривает шпатлевку в бумажные стаканы диаметром 170 мм, высотой 250 мм (масса шпатлевки 8 кг). Стаканы со шпатлевкой устанавливают в проволочные контейнеры-поддоны (по 50 стаканов в каждый поддон). Всего на автомашину размещают 6 контейнеров.
Обои. Заготовку обоев осуществляют в специализированных цехах (рис. II.3.9) и мастерских, отличающихся между собой в основном оборудованием для обрезки кромок обоев — наиболее трудоемкой операции при их заготовке. На этих предприятиях производится механизированная обрезка кромок бобин обоев, а также сопутствующие этому процессу наматывание обрезанных обоев в рулоны и погрузочно-разгрузочные операции, включая размещение рулонов на стеллажах для временного хранения и загрузку в контейнеры для отправки на строительный объект.

Комплектацию обоев производят по картам комплектации, в которых указаны длины полотнищ, их количество в целом на строящееся здание, на секцию, квартиру, комнату. При этом учитывают необходимое количество некомплектных полос для оклеивания надпроемных и подпроемных мест. Обои подбирают по рисунку на комплектовочных столах и маркируют. На строящиеся здания их доставляют в специальных металлических контейнерах (рис. II.3.10) бортовыми автомобилями.
Облицовочные плитки. Облицовочные плитки в соответствии с проектом сортируют и подбирают по качеству изготовления, цвету и тону окраски. Глазурованные плитки комплектуют на секцию-этаж, метлахские — на секцию или здание в целом, поливинилхлоридные — для каждой квартиры.

На строящееся здание глазурованные, метлахские и поливинилхлоридные плитки поставляют в металлических сетчатых контейнерах (рис. II.3.11). Контейнеры снабжают спецификацией с указанием цвета и числа скомплектованной плитки. Эти же контейнеры могут использоваться для поставки пиленых облицовочных плит и деталей из природного камня. Перевозка производится бортовыми автомобилями и автомобилями-самопогрузчиками.





Яндекс.Метрика